Закрыть

Ответственные закупки

Управление закупочной деятельностью

В рамках операционной деятельности Группа РусГидро осуществляет масштабные закупки работ, услуг, сырья (в том числе топлива) и продукции у внешних контрагентов. Закупочная деятельность регулируется рядом локальных нормативных документов (актов) по предотвращению нецелевого и неэффективного использования средств.

ПАО «РусГидро» проводит закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации 1 и Единого Положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденного Советом директоров Общества 2, а также придерживается унифицированного подхода к закупкам, соблюдая единые стандарты закупочной деятельности во всех ПО. 2-23

Организационная структура закупочной деятельности

Основным способом проведения закупок в Группе РусГидро является открытая конкурентная процедура на электронной площадке.

Все актуальные официальные публикации о закупках, а именно: наименование закупки, существенные условия в закупке и иная информация, размещаются в Единой информационной системе закупок, на сайте Общества и на электронных торговых площадках. По результатам закупочных процедур публикуется информация об итогах закупки с указанием победителя и ценой заявки. 2-24

Для совершенствования закупочных процедур и создания ответственной цепочки поставок в 2025 году планируется:

  • продолжить оптимизацию процессов закупочной деятельности;
  • разработать и внедрить дистанционную систему обучения работников, вовлеченных в процессы закупочной деятельности;
  • автоматизировать процесс закупочной деятельности, в том числе разработать автоматизированную систему аналитической отчетности;
  • продолжить развитие системы нормативно-справочной информации;
  • совершенствовать механизмы категорийного управления закупочной деятельностью;
  • разработать и внедрить механизмы оценки деловой репутации поставщиков;
  • проработать подходы к созданию «маркетплейса» для проведения нерегламентированных закупок.

Влияние закупочной деятельности на регионы присутствия, общество и окружающую среду

Группа РусГидро стремится к формированию ответственной цепочки поставок с целью снижения негативного воздействия на общество и окружающую среду в процессе закупочной деятельности. При закупках работ по строительству и модернизации энергообъектов, работ по проектированию (в том числе предварительных научно-исследовательских работ), а также при приобретении основного оборудования, технические и функциональные требования к продукции и услугам, а также условия договоров формируются с учетом локальных нормативных документов Группы в сфере социальной ответственности и устойчивого развития. Процедура происходит с целью:

  • соблюдения экологического режима;
  • охраны объектов культурного наследия;
  • производственной безопасности и охраны труда;
  • защиты коренных народов и уязвимых групп населения;
  • контроля негативного воздействия на изменение климата и окружающую среду;
  • сохранения и восстановления биоразнообразия.

При проведении закупок посредством конкурса или запроса предложений, а также при проведении неконкурентных закупок могут быть установлены соответствующие критерии оценки в области социальной ответственности и устойчивого развития.

Отчет по исполнению годовой комплексной программы закупок

За 2024 год итоговая стоимость проведенных закупок для нужд Группы РусГидро составила 897 млрд руб. (без НДС), что на 13,5% больше, чем в 2023 году.

Увеличение объема закупок в отчетном периоде произошло по причинам:

  • выполнения работ и поставки оборудования по строительству Якутской ГРЭС-2 (2-я очередь) на общую сумму 65,3 млрд руб.;
  • выполнения комплекса работ и поставки оборудования в рамках первого этапа реализации инвестиционного проекта «Строительство 2-ой очереди Нерюнгринской ГРЭС» на общую сумму 51,8 млрд руб.

Основная доля (в денежном выражении) закупаемых работ и услуг приходится на закупки ремонтных и инвестиционных программ (технического перевооружения и капитального строительства) ПО Группы РусГидро.

Объем закупок по направлениям деятельности, млрд руб. без НДС
Текущая производственная деятельность
Инвестиционная деятельность
Закупки в разбивке по способам, %
Вид закупок202220232024
Конкурентные закупки, в том числе44,554,168,4
  • на ЭТП
100,0100,0100,0
Неконкурентные закупки, в том числе33,821,118,5
  • у единственного поставщика
95,495,296,2
Закупки у взаимозависимых лиц Группы РусГидро21,724,813,1

Закупки топлива 2-6

Общая стоимость закупки угля всеми предприятиями Группы РусГидро в 2024 году составила 60,6 млрд руб. (без учета НДС). Данный показатель на 15,7% 3 выше, чем в 2023 году. Увеличение стоимости объясняется как ростом объема закупки (на 11,4%), так и ростом средневзвешенной цены закупки (на 3,8%).

Крупнейшим покупателем угля в Группе РусГидро традиционно является АО «ДГК». В отчетном году доля АО «ДГК» составила 81,2% в стоимости закупленного угля и 87,3% в условном тоннаже топлива. Общая стоимость закупки угля для нужд АО «ДГК» в 2024 году составила 49,2 млрд руб., что на 19,1% выше, чем в 2023 году. Указанное увеличение обусловлено ростом на 5,8% средневзвешенной цены по итогам закупочных процедур. Основными причинами, повлиявшими на рост цены закупки угля в 2024 году, стали:

  • значительное повышение внутрироссийских цен на уголь, вызванное ростом мировых котировок, увеличением спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на западных рынках, а также активный экспорт угля со стороны российских производителей;
  • рост транспортной составляющей цены угля, связанный с повышением провозной платы ОАО «РЖД» за перевозку угля.

Общая стоимость закупки нефтепродуктов для технологических нужд Группы РусГидро в 2024 году составила 26,8 млрд руб. (без учета НДС). Показатель превысил уровень 2023 года на 43,8%. Общий объем закупки в 2024 году увеличился на 12,5%, а средневзвешенная цена закупки увеличилась на 27,8%.

Стоимость закупки дизельного топлива в 2024 году составила 11,2 млрд руб., что на 28,3% больше, чем в 2023 году. Увеличение обусловлено ростом средневзвешенной цены закупаемого топлива на 22,7%. Объем закупки дизельного топлива в 2024 году увеличивался на 4,6%.

Стоимость закупки топочного мазута в отчетном году составила 15,1 млрд руб., что превысило уровень 2023 года на 58,8%. Увеличение произошло по причине перераспределения топливной корзины основным потребителем Группы РусГидро — ПАО «Камчатскэнерго». Вследствие сокращения добычи природного газа поставщиком ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» произошло снижение потребления природного газа с заменой его на топочный мазут. Объем закупки мазута в 2024 году увеличился на 16%, а средневзвешенная цена — на 36,9%. Общая стоимость закупки мазута для нужд ПАО «Камчатскэнерго» в 2024 году составила 14,1 млрд руб., что превысило уровень 2023 на 67,6%. Повышение уровня связано с увеличением объема закупки мазута на 20,2% и ростом средневзвешенной цены на 39,5%, что обусловлено изменениями конъюнктуры нефтяного рынка.

Стоимость закупок нефти в отчетном периоде составила 0,42 млрд руб. — на 25,5% выше уровня 2023 года, — что обусловлено ростом средневзвешенной цены закупаемой нефти в 2024 году на 31,1%, а также снижением закупленного объема нефти на 4,3%.

Общая стоимость поставки газа для производственных целей Группы РусГидро в 2024 году составила 40,4 млрд руб. Показатель превысил уровень 2023 года на 10,4% вследствие роста цены на ресурс на 12,5% и снижения объема потребления на 1,8%, которое произошло практически по всем подконтрольным организациям, за исключением АО «ДГК». Все договоры на поставку газа заключены в результате закупочных процедур с единственным поставщиком. Более двух третей от всего объема потребления природного газа (68,5%) приходилось на энергетические объекты АО «ДГК», в том числе 31,2% объема обеспечивались поставщиком «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» и 68,8% обеспечивались ООО «Сахалин-1». 4

Закупки у предприятий малого и среднего бизнеса

С целью поддержания конкуренции и стабильного развития малого и среднего бизнеса (далее — МСП) Группа РусГидро стремится к сотрудничеству с его субъектами. В Обществе действует Программа партнерства между ПАО «РусГидро» и субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — Программа партнерства). 5

В 2024 году для ПАО «РусГидро» были утверждены плановые показатели по закупкам у субъектов МСП. 6 По итогам года удалось достичь результатов, значительно превышающих план.

Доля закупок у субъектов МСП, % МЭР
План
Факт
Объем закупок, млрд руб.
Доля прямых закупок только среди субъектов МСП, %
План
Факт
Объем закупок, млрд руб.

Реализация проектов в области импортозамещения

В 2024 году Группа РусГидро продолжила масштабную работу в области импортозамещения по трем ключевым направлениям:

  • взаимодействие с предприятиями-производителями импортозамещающей продукции;
  • взаимодействие с органами власти с целью совершенствования законодательства в области закупочной деятельности в части вопросов импортозамещения;
  • продолжение работы по импортозамещению внутри Группы.

В отчетном году в активную стадию реализации вошли проекты по замещению образцов импортной промышленной продукции, аналоги которой в России отсутствуют. Среди них — проект по разработке отечественных образцов контрольно-измерительной аппаратуры (далее — КИА) гидротехнических сооружений, выполняемый АО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б.Е.Веденеева».

Цель научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) заключается в унификации характеристик и конструкции, а также в поисках возможности замещения импортных средств контроля состояния гидротехнических сооружений отечественными разработками.

Актуальность работы определяется тем, что контроль состояния комплексов гидротехнических сооружений, входящих в Группу РусГидро, осуществляется с помощью большого количества разнообразных средств измерений и КИА, в том числе иностранного производства, поставки которой осложнены в силу введения санкций. Потенциальный переход на организацию систем мониторинга с применением исключительно отечественных комплектующих, оборудования и аппаратуры является наиболее эффективным решением.

В связи с санкционными ограничениями в 2024 году отсутствовала возможность эксплуатации высокоманевренного генерирующего оборудования производства General Electric для покрытия пиковых нагрузок суммарной мощностью 221 МВт. Были выведены в ремонт газотурбинные установки General Electric (ГТУ GE), а также выполнялись мероприятия по экономии ресурса на некоторых тепловых станциях, вместо которых были дополнительно загружены угольные станции АО «ДГК». Кроме того, был принят ряд технических и организационных мер по замещению указанных ГТУ GE отечественным оборудованием до 2030 года.

Замещение импортной продукции также необходимо для успешной реализации цифровой трансформации Группы РусГидро, которая проводится с учетом преимущественного использования отечественного программного обеспечения. В рамках Стратегии цифровой трансформации, утвержденной Советом директоров ПАО «РусГидро», разработан План мероприятий по переходу ПАО «РусГидро» на преимущественное использование отечественного программного обеспечения на период 2022–2024 8, а также План мероприятий по переходу на использование российской радиоэлектронной продукции на период до 2024 года. 9

В 2024 году показатели импортозамещения по ключевым классам программного обеспечения были выполнены почти на 100%. GRI-РГ

В рамках «дорожной карты» по импортозамещению, утвержденной Советом директоров Общества 10, установлен интегральный показатель импортозамещения, при расчете которого учитываются объемы поставок оборудования, материалов, работ и услуг, программного обеспечения. 11

По итогам 2024 года значение интегрального показателя импортозамещения по реализации мероприятий поэтапного замещения закупок иностранной продукции приобретением отечественных работ и услуг, эквивалентных по техническим характеристикам и потребительским свойствам, составило <10%, что означает досрочное достижение соответствующего целевого показателя Стратегии РусГидро до 2025 года.

Интегральный показатель импортозамещения, % GRI-РГ
Факт
План

897 млрд руб. — общая стоимость закупок у российских поставщиков за 2024 год по всей Группе РусГидро, что составляет 100% от общего объема закупок. 204-1 МЭР 7